«Хозяйка Шварцвальда» Уны Харт: пылающие костры инквизиции, чёрная магия и любовь

Вы сейчас просматриваете «Хозяйка Шварцвальда» Уны Харт: пылающие костры инквизиции, чёрная магия и любовь

Мир всегда был несправедлив. Кажется, что со сменой эпох в обществе мало что меняется. Будь то Средневековье или современность, другой становится только мода. Но люди со своими страхами, слабостями, привычками и желаниями остаются прежними. Пробиться сквозь чужие намерения и отстоять свободу мирным путём получается не всегда и не у всех. Тогда приходится прибегать к самым крайним мерам   – ответному насилию. «Хозяйка Шварцвальда» Уны Харт   – история о женщинах, лишённых голоса, воли, выбора. Книга о том, как, не поддавшись царящему вокруг безумию, сохранить в себе человеческое   – умение сочувствовать, понимать чужую боль, сопереживать, заботиться, любить.  1600-е годы, время святой инквизиции и охоты на ведьм. Город Оффенбург в средневековой Германии. Мать семилетней Агаты Гвиннер сжигают на костре по обвинению в колдовстве. Агата отчасти в этом виновна   – поддавшись давлению палачей, она признала, что её мать сношалась с дьяволом и наводила беды на город. После казни девочка и сама оказалась в тюрьме   – отец отказался даже навестить её из страха, что его казнят за связь с ведьмой. Из тюрьмы Агату забирает Кристоф Вагнер   – скандальный повеса и развратник, ученик известного доктора Фауста, и, по слухам, чернокнижник, продавший душу дьяволу в обмен на вечную жизнь. Вагнер разглядел в Агате нечто демоническое и захотел сделать из неё свою преемницу. Он нанимает для Агаты служанку Урсулу, и вчетвером   – Вагнер, его адский слуга Аурхан, Агата и Урсула,   – они уезжают в Шварцвальд. Там Агата обучается анатомии, астрономии, физике и другим наукам у лучших демонов преисподней, практикует алхимию, пишет собственный гримуар. Но вскоре понимает, что не хочет становиться проектом Кристофа Вагнера, а желает совершенно человеческих вещей: спасать, бороться за справедливость, любить и быть любимой.  Реальность часто оказывается страшнее самой невероятной выдумки. Так и в романе Уны Харт настоящими чудовищами предстают не демоны, а люди, готовые кормить прислужников сатаны болью и ненавистью. Вовсе не демоны насылают войны и смерть   – люди сами проливают кровь друг друга из жажды богатства, власти, земли. А   демонам остаётся только найти чумное место и жить там припеваючи. «Демоны не искушают людей: те грешат самостоятельно, достаточно лишь подождать».  В сюжете романа осмысляется жизнь женщин в Средневековье. Быть женщиной в обществе консервативных взглядов и патриархального диктата нелегко. Её не считали человеком, способным обучаться и мыслить самостоятельно, а из всех перспектив на будущее   – стать женой и матерью. Любая попытка самореализации, даже в чисто «женских» сферах вроде музыки, танцев или рукоделия, презиралась. Чтение было неподобающим занятием   – если девушка будет умнее мужчины, никто на ней не женится. Кому нужна умная супруга?  «Именно поэтому жить среди демонов оказалось проще, чем среди людей. Они не ждут, что ты будешь хорошей, а значит, с ними можно быть какой угодно».  Немногие решались нарушить общепринятые нормы. А   те, кто осмеливался, не могли рассчитывать на заоблачные перспективы. Чтобы иметь вес в обществе, женщине, какой бы образованной и талантливой она ни была, всё равно нужен мужчина. Отсутствие равных прав грозило не только презрением и клеймом «старой девы». Женщины часто становились мишенью в борьбе мужчин друг против друга, а обвинения в колдовстве использовались как способ свести счёты с врагом. В   обществе, которым правят жестокость и насилие, отстаивать свои права практически невозможно. Кажется, что единственный способ   – ответное насилие. Сложно не поддаться искушению, когда рядом крутятся демоны и предлагают силу и безнаказанность в обмен на душу. «Хозяйка Шварцвальда»   – это ещё и история о мести, о борьбе с внутренней темнотой. О   том, как сложно прийти к свету, но всё-таки возможно. Героини Уны Харт   – всегда сильные, яркие, бросающие вызов общественным стереотипам. Им удаётся сохранить в себе человеческое и, не сдавшись, добиться своего. Романы, где исторический сеттинг становится способом поговорить о жизни женщин, часто появляются на литературной сцене. Из недавних   – роман Кэтлин О’Флинн «Проект «Джейн Остин». В   книге героиня из нашего будущего отправляется в викторианскую Англию, где сталкивается с устаревшими нравами и вынуждена скрывать свою образованность, чтобы не выдать себя. Кстати, как и Агата, героиня Флинн   – врач, но дамам той эпохи знать такие вещи не полагалось. Похожий мотив   – о девушке, мечтающей о недоступной для неё медицинской карьере,   – лег в основу романа «Фигуры света» Сары Мосс. Также можно вспомнить детективную серию Софьи Ролдугиной «Кофейные истории»   – про владелицу кафе, котрая помогает частному детективу расследовать преступления в викторианском Лондоне.  В тему о временах инквизиции хочется упомянуть нон-фикшен Кэтрин Хоу «Книга Ведьм». В   ней собраны рассказы о ведьмах начиная со Средневековья и заканчивая временами колониальной Америки. Работа Кэтрин Хоу пугает сильнее самого страшного хоррора, потому что всё описанное в ней   – реальные свидетельства. В   «Хозяйке Шварцвальда» вся эта неподдельная жестокость обёрнута в увлекательную фэнтези-историю и становится от этого пусть не менее пугающей, но всё же утешительной. Уна Харт создаёт исторически достоверный мир, виртуозно инкрустирует элементы фантазийного в фактологически точную реальность. Самые разные демоны   – с медвежьими головами, с копытами, с рыбьими хвостами, как и летающий плащ, и ритуалы тёмной магии,   – уместны в созданной автором действительности. В   средневековую Германию   – такую, какой она предстаёт в книге,   – со всей её жестокостью, антисанитарией, религиозной одержимостью, и в то же время не лишённую флёра романтики,   – безоговорочно веришь. Как и во всё, что происходит с героями.  В финале, как и положено хорошей истории, остаются удовлетворение и надежда: какой бы ужасающей ни была реальность, не все вокруг успели продать душу дьяволу. Есть и такие, кому удалось побороть внутренних демонов, вернуть себе человеческое   – способность сопереживать и помогать тем, кто рядом.  Автор:  Мария Фадеева